Тотемная символика, славянские обереги, украшения, тренировочное оружие
Главное меню
Линия вин чун сила змеиМы рассматриваем Вин Чун как наследие древнейшей, исчезнувшей в настоящее время практики внутреннего стиля Змеи или "Змеиной руки". Вин чун воплотил в себе идею, описанную Автором знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны» Сунь-цзы, жившим в 544–496 годах до н. э. Именно отсюда пошло устойчивое словосочетание "Сила змеи", как смысла способности к абсолютному контролю любой возможной ситуации и неукротимости в бою. «Тот, кто хорошо ведет войну, подобен Шуайжань. Шуайжань — это чаншаньскал змея. Когда ее ударяют по голове, она бьет хвостом, когда ее ударяют по хвосту, она бьет головой; когда ее ударяют по середине, она бьет и головой и хвостом». Именно стиль Вин Чун основан на форме подобных атак, одновременной защите и нападении, сдвоенных и даже строенных одновременных ударах руками и ногами.

Чаншань — одна из пяти высочайших горных вершин Китая. Чаншаньская змея — образ, который благодаря Сунь-цзы прочно вошел в обиход китайского языка как аллегория бешеного сопротивления, молниеносности и гибкости в ответе ударом на удар. Сунь-цзы называет эту змею «Шуайжань». Это — образ быстроты, стремительности. Следовательно, он подчеркивает именно это свойство реакции змеи." "На войне слышали об успехе при быстроте ее, даже при неискусности ее ведения, и не видели еще успеха при продолжительности ее, даже при искусности ее ведения." Сунь Цзы
 
 
На первый взгляд техника Вин Чун почти прямолинейна, однако при глубоком погружении в изучение внутренней структуры движений тела - несомненно присутствие спиралей Змеи, которая всегда скрыта для непосвящённого. Человеческое тело по вертикальной оси собственного равновесия имеет 7 зон скручивания, обеспечивающих подвижность и отвечающих за равновесие. Тоесть при отсутствии этого движения в центрах скручивания, наше тело уподобилось бы бревну и удержать равновесие было бы невозможно. Изучение структуры циркуляции  движений в этих областях и послужило основой названия стиля - "Змеиная сила". Подробнее читайте ЗДЕСЬ. Однако стиль змеи "Змеиная рука" - это не совсем то, что окончательно определяет технику Вин Чун. В своём полном развитии она преобразуется в мифического Дракона посредством интеграции Змеиной основы с техническими особенностями движений крыльев Журавля, силы Тигра и скорости Леопарда.
 
Змея интегрирована в технику Вин Чун, являясь его базой. Однако в данном случае акцент ставится не на имитацию движения животных и не на их поведенческую основу. Оперируя этими образами, техника раскрывает форму и характер движений в пространстве. Здесь Тигр и Леопард  выражают собой статическое и динамическое усилие, связанные и отрывистые движения, инерцию и структуру, скорость и силу, что отражается в символике Инь - Ян.
Особое внимание в тренинге уделяется развитию так называемой "Энергии агрессивности". В процессе практики эта энергия генерируется и поднимается снизу вверх, от уровня Леопарда и Тигра, её порождающего, до уровня "Трезвой головы змеи". Таким образом эмоциональная составляющая "Энергии агрессивности" преобразуется в "Холодную ярость" - своеобразное состояние сознания, сочетающее в себе ясное мышление и мощный энергетический потенциал. Подобный тренинг осуществляется посредством специфических  боевых энергетических практик Ци Гун. Однако прежде, чем приступать к подобным тренировкам, следует последовательно и основательно укреплять физическое тело. Если не выполнять это условие, рост энергетического потока, возбуждаемого боевыми энергетическими практиками неизбежно будет  затрагивать только эмоциональную составляющую, где на самом деле требуется обращать этот поток в физическое действие.
 
Все восточные единоборства образованы комплексом индивидуальных характеристик:
 
  1. Настроением стиля
  2. Принципами стиля
  3. Использованием силы в данном стиле
  4. Техникой стиля

Пять зверей - настроение Вин Чун.

"Пять зверей" - это техническая основа стиля, выраженная в настроении и подходе к рефлексии. Вин Чун не рассматривается как подражательный стиль, потому что не содержит поведенческих основ движений этих животных. Здесь "звериность" используется, как ссылка на несколько сущностных характеристик настроения, меняющих подход к манере выполнения движений, которые сами по себе структурно не меняются. Причём используются "настроения" только четырёх реальных зверей - тигра, леопарда, журавля и змеи. Дракон, как мифическое существо является результатом интеграции животных друг в друга. Основа Дракона - это гибкое тело Змеи, лапы и сила тигра, скорость леопарда, крылья журавля. В китайской мифологии подобного дракона называют "летающая змея" - 螣蛇
 
Обучение проводится последовательно с использованием принципов Чи Сао (липких рук), являющегося сердцем Вин Чун. "Настроения" животных используются, как инструмент борьбы с рефлексом, характер которого от "зверя" к "зверю" трансформируется и преобразуется в полный сознательный контроль движений. Если рефлекс человека при возникновении опасности достаточно хаотичен, то тигр в той же ситуации подчиняется собственным особенностям мышечной рефлексии, выраженным в мгновенном повышении концентрации статического напряжения тела. В борьбе с рефлексивными движениями это имеет огромное значение и является уловкой. На собственном опыте можно убедиться, что при сознательном сохранении статического, фонового напряжения в теле, человек менее предрасположен "дёргаться" в ответ на любое раздражение. В принципе этот механизм лежит в основе регулирования движений. Все статические напряжения в теле образуются в ответ на раздражитель, что является защитной реакцией. Однако статическое напряжение лишает подвижности и по этой причине используется настроение и динамическая энергия Леопарда. Реакция Леопарда отлична тем, что в ответ на раздражитель он мгновенно атакует, то-есть преобразует раздражение в мгновенное действие. Он легче тигра, имеет меньшую мощность, но более высокую скорость. В легендах о Вин Чун традиционно сопоставляются тигр и леопард, как противодействие друг другу силы и скорости. Рефлекс птицы, в данном случае журавля, связан с действием взмаха крыльев, структура скелета которых идентична кистям рук человека. Здесь действует принцип переноса силы внимания на движение кистей рук. То есть подобный перенос внимания позволяет исключить рефлекторное статическое напряжение тела. В соответствие с этим Змея, в случае возникновения раздражителя мгновенно атакует, акцентируясь не на борьбу с препятствием, но используя "пустоту" (ритмические пустоты) в защите соперника. Змея полностью преобразует рефлекс в текучесть сенсорного восприятия.

Движения сначала учатся выполнять с настроением тигра - с растущим давлением, непрерывно, без разрыва и пустоты рук. Далее развивается настроение леопарда. Это скорость, отрывистые, хлёсткие, плетевые движения с использованием подвижности предплечий. На данном этапе используется так называемое "интуитивное" Чи Сао, потому что взаимодействие предусматривает разрывы рук. На этом уровне ученик учится реальному единоборству в спарринге. Суть в том, что само по себе Чи Сао не является соревновательной формой и использование его в современной технике Вин Чун является всего лишь компромиссом. Наработка "силы прилипания" в Чи Сао используется фрагментарно в момент ведения реального поединка. Следующий этап - это рефлекс и настроение журавля. Здесь используются рефлекторные движения кистей рук. Это техника, которая является основой принципов Бью джи - формы "Летающие пальцы". В заключении изучается настроение змеи, где движения становятся мягкими, обтекаемыми, сенсорно неуловимыми. Таким образом последовательно формируется дракон - заключительный этап тренировки мастера.
___________________________________________________
 
Техника Вин Чун основана на следующих принципах:

1 - Принцип средней линии. Связан с постоянным и неизменным сохранением вектора силы, направленного к центру (вертикальная ось) тела противника при любых перемещениях.

 Центральная линия

Подобные условия формируют технические особенности стиля, связанные не с блокированием движений противника, а с управлением вектором силы этих движений. Развитию этой техники способствует следующий принцип Вин Чун - Чи Сао.

2 - Принцип «липких рук» и Чи Сао. Это техническая особенность ведения поединка в стиле Вин Чун, где сохраняется постоянный контакт с руками или телом противника с целью управления вектором усилий, создаваемым его действиями. Название "Липкие руки" не совсем точно отражает суть этого принципа. Если быть точным, то этот принцип связан с накоплением фонового напряжения инертного характера, направленного к центральной линии противника или непосредственно в сторону вектора силы. Здесь используется не фактор сопротивления силе противника, а инертная сила, связанная через руки с центральной линией тела оппонента или вектором силы. Развитие инертной составляющей в данном случае является основной задачей. Здесь уместно отождествление с веткой дерева, имеющей собственную упругую силу, действие которой при взаимодействии с ней нельзя отнести, к сопротивлению, направленному лично на Вас. Ветка в любом случае просто стремится сохранить собственную форму. Обычно мы компенсируем действия противника с помощью динамического использования руки. Однако в этом случае мы как бы "прячемся" за руку, где сама рука имеет статическое напряжение. Это базовая основа тренировки "Змеиной руки", стиля змеи, где особое значение имеет "постановка" руки с использованием подвижности сустава плеча, позволяющая противодействовать без усталости противнику, значительно сильнее себя.

Простым проверочным тестом для выявления ошибок является приём, когда совершается неожиданный разрыв контакта с руками напарника. Если при этом его руки продолжат движение к центральной линии - напряжение сформировано правильно, если уходят в сторону - напарник использует активную (не инерционную) силу сопротивления, что есть не правильный метод.


В принципе Чи Сао учит не противодействию силе противника, а сохранению адекватности в отношении  этой силы. Очень часто Чи Сао называют "не боевым" принципом, использование которого невозможно в реальном бою. Более того, мало кто представляет - каким образом Чи Сао можно использовать  при прерывистом, импульсном характере обмена ударами. На самом деле Чи Сао - это основа Вин Чун, которая используется во всех без исключения формах взаимодействия.

Сила торнадо

3 - Принцип одновременной защиты и нападения. Исходит из глубокого понимания природы инициации движений.  Действия рук в Вин Чун часто сравнивают  с механикой движений веток дерева. Однако на самом деле природа движений Вин Чун отображает самую распространённую вихревую форму движения - торнадо. Впрочем, если остановить движение торнадо, то оно и вправду походит на дерево.  Механизм вихревого движения учёные считают основной структурой, формирующей материю. Подобная закономерность проявляется во всём, включая спираль ДНК. Данная структура включает в себя как восходящий, так нисходящий векторы силы, действующие одновременно, в соответствии с которыми строятся движения рук в стиле Вин Чун.
Понимание структуры вихревых движений "Торнадо" предоставляет уникальную возможность постижения следующего принципа, который в данное время не упоминается нигде, хотя на самом деле является основой техники Вин Чун.
 

 

Динамическое равновесиеДинамическое равновесие_1

 

4 - Принцип центральной оси /Динамическое равновесие/.  Основан на использовании осей равновесия на основании которых строится структура движений стиля. Именно этот принцип привёл к неоднородности в выполнении базовых форм и различиям в тренинге разных школ. Существует две оси равновесия. Одна статическая, характеризующая равновесие физического тела в покое (выделена красным цветом). Вторая  - ось динамического равновесия (выделена синим цветом).
Ось динамического равновесия действует в случае возникновения вектора силы, создаваемого руками, воздействующего на тело таким образом, что ось его статического равновесия смещается. Примером может служить метание молота в спортивных единоборствах. Здесь ядро и тело образуют единую динамическую систему с одной осью равновесия посередине. Чем больше сила инерции ядра, тем больше тело смещается назад в отношении динамической оси равновесия.
Вокруг динамической оси равновесия в технике Вин Чун формируется как структура техники, так и характер использования силы вихревого движения рук, относящегося к Инь составляющей энергии (инерции).

 

Сила Вин Чун - доминирование энергии Инь и внутренняя концентрация энергии Ян.

Сложный для понимания механизм. Отличие энергии Инь от энергии Ян заключается в её характере. Инь - это инерция, составляющая силы гравитации, чувства тяжести, массы тела. Энергия Ян - структурная энергия, определяющая направление и форму, в высшем понимании - время. Мы можем использовать массу всего тела в действии рук очень специфическим образом, свойственным только технике Вин Чун. Здесь нужно последовательное понимание функции Оси динамического равновесия, посредством которой на руки переходит сила инерции всего тела. В данном случае уместна формула - Сила действия равна силе противодействия. Силой противодействия движению рук является масса тела, уравновешивающая вектор силы по оси динамического равновесия. Здесь можно говорить об использовании центробежной силы.
Иначе говоря, внешняя сила Вин Чун - это Инь составляющая энергии - инерция. Внутренняя сила, отвечающая за равновесие, адекватность и форму - это Ян составляющая энергии.

 
Техника Вин Чун исключительно структурирована, согласована и целостна.
 
Техника Вин Чун в современной классической интерпретации содержится в нескольких формах. Существует множество обоснований смысла этих форм и их взаимосвязи с уровнем мастерства.

Физика движений Вин Чун безупречна и может служить эталоном в изучении свойств и возможностей собственного тела в проявлении статических и динамических усилий. Классический Вин Чун содержит несколько форм, связанных с последовательным изучением техники стиля. Однако в нашем случае интерпретация метода обучения не совсем соответствует классическому представлению по существу вопроса. Подробнее читайте ЗДЕСЬ.

ФОРМЫ ВИН ЧУН
  • Сиу лим тао - форма "Малой идеи". Хотя на самом деле, называя эту форму подобным образом кто то неплохо подшутил. Считается, что она содержит базовые движения стиля. Положения рук и кистей. На самом же деле эта форма включает в себя всю структуру стиля. Наверное все дело в переводе названия этой формы, для которого более подходит термин - "Ядро системы". Называется "Проникновение"
  • Мук ян джонг - форма на деревянном манекене Вин Чун. Считается, что она способствует исправлению движений и формирует правильные углы блоков и входов. На самом деле этот снаряд учит и закрепляет способность к движению с использованием силы суставов. Неподвижность манекена создаёт предпосылки для закрепления настроения змеи. Учит перемещаться в отношении неподвижного противника и проникать внутрь его обороны с минимальным использованием давления на его руки. Сохраняя только сенсорный контакт. Хотя довольно часто манекен Вин Чун используется и для наработки иных настроений. Например  Леопарда, журавля или тигра.
  • Освоением всех четырёх форм заканчивается формирование Дракона. Мифического существа, символизирующего собой ТОРНАДО и его силу. В древности считали, что в мире существуют драконы. Снежные, огненные, водяные. Эти мифы все до единого относятся к проявлению вихря, торнадо, смерча. И этому есть причина.  Учёные всего мира соглашаются, что в действиях и алгоритме торнадо есть определённая загадка, выраженная в том, что торнадо ведут себя особым образом. Так, как будто обладают сознанием.
Современный Вин Чун использует дополнительно ещё две техники:

Лук дим бук кван - форма "6,5 точек шеста" или "шест дракона". Эта форма применяется для обучения технике работы с длинным оружием и для адаптации к бою на дальней дистанции.  Иногда технику шеста называют Лук дим бук гунь, что более соответствует истине, потому что именно шест Гунь изначально был оружием Вин Чун. Изменение произошли в период "Красной джонки".
Бат чам дао - форма коротких мечей бабочек.. Техника может использоваться для боя на палках или иных подручных предметах. Мечи бабочки так же являются сравнительно новым оружием Вин Чун, появившемся так же сравнительно недавно, вероятно так же в период Красной джонки.

Читайте далее:

 

Все права защищены. При копировании ссылка на http://www.kavnik.ru обязательна.